Применение геотекстиля в дорожном строительстве

Геотекстиль выполняет функцию разделения слоев и позволяет перераспределить напряжение в основании насыпи, увеличить несущую способность основания, устойчивость откосов, улучшить условия уплотнения земляного полотна. Также в данном применении материала выполняется функция армирования при проектировании насыпей из грунта повышенной влажности.

Слой из геотекстиля раскатывают в продольном направлении по всей ширине земляного полотна. Полотна соединяют между собой склеиванием или сшиванием. Грунт отсыпают на полотно геотекстиля выше торфа на 0.5 м. Перемешивания грунта с торфом не происходит, осадка торфа идет равномерно. Замена песчаных дрен дренами из геотекстиля позволяет снизить расход песка, повысить темпы строительства, снизить трудоемкость работ.

 Рассмотрим какова же выгода от использования геотекстиля в качестве разделительного слоя? Широко известно, что влажные грунты слабее, чем сухие, а мелкозернистые слабее, чем грубозернистые. В данном случае геотекстиль позволяет: предотвратить уменьшение несущей способности, предотвращая смешивание мелких частиц грунта с насыпанным основанием (щебень, гравий и песок) дороги; увеличить несущую способность, предотвращая вдавливание щебня в мягкую подоснову, и таким образом, обеспечивая повышенную степень уплотнения; снизить разрушение дорог, вызываемое воздействием мороза. Задержанные мельчайшие частицы (тонкодисперсные включения) действуют как губка, расширяющаяся при замораживании.

Результатом этого является: снижение издержек на укладку (уменьшение использования щебня для достижения такой же несущей способности; сокращение времени строительства); снижение стоимости технического обслуживания.

Также необходимо отметить, что геотекстиль (Дорнит) обладает устойчивостью к повреждениям в процессе укладки. Известно, что 95% всех повреждений геотекстилей (др. марок) обычно происходит в процессе укладки при засыпке и уплотнении щебня. Совмещение высоких начального модуля упругости и удлинения дает возможность данному материалу поглощать больше энергии по сравнению с другими геотекстилями. Это обеспечивает ему повышенную устойчивость к повреждению во время укладки и в дальнейшем препятствует образованию колеи на дороге. Колеи образуются в результате регулярного проезда транспорта по дороге. Результирующая деформация проявляется в поперечном растягивающем напряжении и связанных с ним мембранным и перераспределяющим механизмах. Высокий начальный модуль упругости геотекстиля (Дорнит) способствует снижению деформации и таким образом уменьшает колееобразование.